29 - 05 - 2017
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Эксплуатация мостов

О причинах и следствиях нештатной ситуации на пролётных строениях моста через р. Волга в г. Волгограде

Комментарий кафедры "Мосты и сооружения на дорогах" Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета (от 25.05.2010 г.)

Волгоградский мост шатается

По нашему мнению основной причиной возникновения колебаний металлических пролётных строений моста через реку Волга стал ветровой резонанс. Аэродинамическая составляющая ветрового напора (пульсация ветра) могла вызвать такой диапазон вынужденных колебаний, который частично совпал с периодом собственных колебаний пролётных строений моста. При резонансных явлениях резко возрастает амплитуда колебаний. Ориентировочная величина этой амплитуды составляла 0,6 - 0,8 м при направлении ветра поперёк пролётных строений и скорости порядка 15-17 м/с. Подобное возрастание амплитуды колебаний в балочных пролётных строениях мостов на стадии эксплуатации наблюдается чрезвычайно редко.

Волнообразные колебания происходили только в судоходных пролётах моста длиной 155 м, имеющих малую относительную жёсткость. В меньших пролётах таких явлений не наблюдалось. Визуальный осмотр коробчатых пролётных строений изнутри и снаружи после произошедшего не выявил каких-либо повреждений металлических конструкций, не повреждена и проезжая часть моста (тротуары, ограждения, асфальтобетонное покрытие). Металлические пролётные строения показали большую надёжность, живучесть даже в такой нештатной ситуации. Здесь следует отметить высокое качество строительно-монтажных работ и изготовления металлоконструкций.

Очевидно, генеральному проектировщику (ОАО "Гипротрансмост") следовало бы выполнить компьютерное моделирование динамического воздействия ветровых нагрузок на пролётные строения моста и в случае подтверждения этой версии запроектировать специальные мероприятия по устранению подобной ситуации (обтекатели, гасители колебаний и т.д.). Такие инженерные решения хорошо известны.

По условиям прочности мостовых конструкций ограничения для движения транспорта по мосту нет.

Для обеспечения безопасной эксплуатации внеклассного моста через Волгу, имеющего огромное народнохозяйственное значение необходимо, по нашему мнению, создать службу мониторинга с современным оборудованием для регистрации динамических процессов.

В последние дни в средствах массовой информации и Интернете приходится читать не совсем грамотные комментарии "специалистов" на эту тему. Правильные выводы о произошедшем должны высказывать квалифицированные учёные и инженеры-мостовики.

...

Б.С. КИСИН, к.т.н., доцент, зав. кафедрой "Мосты и сооружения на дорогах" ВолгГАСУ

А.Н. МАРИНИН, к.т.н., доцент, руководитель интернет-проекта BridgeArt.ru

Волгоградский мост через р. Волгу

 

Ссылки по теме:

Строительство моста через р. Волгу в Волгограде

Колебание моста через р. Волгу в Волгограде

 

Перепечатка данного материала допускается только со ссылкой на сайт BridgeArt.ru


Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5