25 - 04 - 2017
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Законодательство

О повышении экологической безопасности при производстве работ по антикоррозионной защите металлоконструкций мостовых сооружений

Распоров К.О., к.э.н., доцент

Овчинников И.Г., доктор технических наук, профессор, академик РАТ, зав. кафедрой "Мосты и транспортные сооружения" Саратовского государственного технического университета


Как, известно, закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года №184 - ФЗ вводит понятие технических регламентов и определяет цели их принятия, в частности такие цели, как защиту жизни или здоровья граждан, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений…

Указанные цели имеют самое прямое отношение к антикоррозионным работам, выполняемым в дорожной отрасли, в частности при окраске обстановки пути на дорогах, окраске мостовых сооружений.

Каково же состояние дел в дорожной отрасли с производством работ по антикоррозионной защите? Какие проблемы, связанные с охраной окружающей среды, возникают при производстве антикоррозионных работ?

Здесь можно обозначить две основные проблемы, которые необходимо решать для охраны окружающей среды, а также защиты здоровья граждан, животных и растений.

Первая проблема связана с лакокрасочными материалами, применяемыми при производстве антикоррозионных работ.

Вторая проблема связана с технологическими особенностями производства работ по подготовке металлических поверхностей под покраску и по их окраске, с применяемым для производства указанных работ оборудованием, приспособлениями, квалификацией кадров, технологической дисциплиной, контролем за выполняемыми работами.

Что же касается первой проблемы, то в настоящее время для покраски в основном применяются краски с коротким сроком службы, имеющие в своем составе большое количество растворителя (и, как следствие, малый сухой остаток). В результате покраску обстановки пути на автомобильных дорогах выполняют не менее одного раза в год красками, содержащими большое количество растворителя: это приводит к ежегодному выбросу в атмосферу тысяч тонн растворителя и отрицательному влиянию на окружающую среду, здоровье граждан, животных и растений.

Каковы же пути решения означенных проблем?

Решение по улучшению экологической обстановки при производстве антикоррозионных работ состоит в том, что, во-первых, необходимо для покрасочных работ применять лакокрасочные материалы с большим сроком службы, а во-вторых, для антикоррозионных работ следует применять краски, содержащие как можно меньше растворителя (краски с наибольшим сухим остатком). В Приложении 5 "Руководства по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов", утвержденного распоряжением Минтранса России №01 - 858-р от 09.10.2002 года, приведены сроки службы лакокрасочных покрытий из различных лакокрасочных материалов. Из этого приложения видно, что при применении лакокрасочных материалов марки Steelpaint срок службы лакокрасочных покрытий составляет 15 лет, а следовательно, при применении указанных красок обстановку пути необходимо будет окрашивать не ежегодно, как это практикуется сейчас, а через 15 лет эксплуатации. Если также принять во внимание, что количество растворителя в краске Steelpaint в 1,5 раза меньше, чем в применяемых в настоящее время красках, используемых для покрасочных работ, то легко можно оценить и сделать вывод, что применение для покраски красок Steelpaint и близких к ней по характеристикам позволит уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу в десятки раз.

Следовательно, вывод очевиден: для решения задачи охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, животных и растений при производстве работ по защите металлоконструкций от коррозии нужно применять лакокрасочные материалы, имеющие наибольший срок службы и наименьшее количество растворителя (наибольший сухой остаток) в своем составе.

Вторая проблема, связана с технологией производства работ по защите металлоконструкций от коррозии. Наиболее распространенным способом нанесения лакокрасочных покрытий, особенно при больших площадях окрашиваемых поверхностей, является метод распыления. При этом распыление разделяется на пневматическое и безвоздушное. Безвоздушное распыление является более экологически безопасным по сравнению с пневматическим, так как позволяет расходовать меньше растворителя при производстве работ за счет возможности применения рабочих составов лакокрасочных материалов более высокой вязкости. Безвоздушное распыление лакокрасочных материалов имеет преимущество перед пневматическим и в том, что потери лакокрасочных материалов при безвоздушном нанесении составляют 25%, а при пневматическом нанесении 40%, то есть потери при пневматическом нанесении превышают потери при безвоздушном нанесении в 1,6 раза. Большие потери приводят к большому расходу лакокрасочных материалов при производстве покрасочных работ и, как следствие, большему выбросу летучих фракций (растворителя) в атмосферу, что отрицательно влияет на окружающую среду, здоровье граждан, животных и растений. Из приведенного видно, что безвоздушный способ окрашивания по сравнению с пневматическим является гораздо более экологически безопасным за счет применения рабочих составов большей вязкости и, как следствие, уменьшения выбросов в атмосферу летучих фракций (растворителя), уменьшения расхода лакокрасочных материалов за счет уменьшения потерь, что также уменьшает выброс в атмосферу растворителя.

Серьезной с экологической точки зрения проблемой при производстве работ по защите металлоконструкций металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов является очистка металлоконструкций от старой краски и ржавчины. Прежде всего, это связано с токсичностью лакокрасочных материалов и возможным загрязнением водного объекта продуктами струйно-абразивной очистки. Особенную опасность представляют продукты абразивно-струйной очистки в тех случаях, когда приходится очищать металлоконструкции мостов, покрашенных красками с содержанием свинца. Для недопущения попадания продуктов струйно-абразивной очистки и краски в воду необходимо производить укрытие металлоконструкций моста, что позволяет производить сбор и утилизацию продуктов струйно-абразивной очистки.

Из сказанного напрашивается вывод - для решения задачи охраны окружающей среды, защиты жизни и здоровья граждан, животных и растений при производстве работ по защите металлоконструкций от коррозии в дорожно-мостовой отрасли необходимо использовать следующие принципы:

- применение лакокрасочных материалов, имеющих наибольший срок службы и наименьшее содержание летучих фракций (наибольший сухой остаток);

- применение при окраске покрасочного оборудования, работающего по принципу безвоздушного нанесения лакокрасочных материалов;

- обязательное укрытие металлических конструкций мостов с целью недопущения попадания в водный бассейн продуктов струйно-абразивной очистки и лакокрасочных материалов.

Большой опыт работы по защите металлоконструкций от коррозии с применением всех рассмотренных принципов имеется у ООО "Барс" (г. Санкт-Петербург). Использование этих принципов позволило ООО "Барс" выполнить работы по защите от коррозии металлических пролетных строений, расположенных в центре Санкт-Петербурга. Применение указанных принципов позволило не допустить загрязнения водного бассейна (а это было особенно актуально в свете того, что старое лакокрасочное покрытие на мостовых конструкциях содержало в своем составе свинец), но кроме того также позволило не допустить запыленности воздуха и понизить уровень шума при производстве работ, что немаловажно в условиях нахождения объекта в центре города и проведении работ круглые сутки без перерыва. При этом создались также более комфортные условия работы для специалистов, занимающихся антикоррозионной защитой мостовых конструкций.

Следуя новым экологическим требованиям, ООО "Барс" продолжает развивать и применять системы укрытия рабочей зоны, которые соответствуют и даже опережают требования государственных экологических служб. Если необходимо вести антикоррозионные работы на действующем искусственном сооружении, и избежать попадания краски на проходящий автотранспорт или не допустить выбросов пыли и аэрозолей лакокрасочных материалов в городских условиях как и сбрасывания отходов в нерестовые реки или городской водозабор то производится полное укрытие зоны производства работ. При этом применяются канатно-тросовые системы с использованием профнастила и боковых укрытий. Подмости представляют собой сплошной настил из металлического листа, подвешиваемые с помощью системы тросов под пролетным строением моста. Боковые поверхности образующие рабочие зоны, закрываются сплошными полотнищами из капроновой ткани.

Использование такой системы позволяет:

- обеспечить удобный и безопасный доступ для производства всего комплекса работ;

- создать микроклимат, необходимый для проведения окрасочных работ при отрицательных температурах и высокой влажности;

- решить вопросы экологической безопасности - исключить выброс пыли, абразива, аэрозолей, промышленного мусора в окружающую среду.

Стоимость комплекса работ по антикоррозионной защите при этом возрастает на 10-15%.

Впервые система доступа и укрытий при производстве антикоррозионных работ была применена при реконструкции Троицкого моста в Санкт-Петербурге в 2002 году. Эта система до настоящего времени успешно используется и совершенствувается. Такая система была применена ООО "Барс" при производстве антикоррозинных работ в апреле-сентябре 2005 года в г. Омске на строительстве метро моста через реку Иртыш. Работа проводилась с одновременным укрытием двух пролетов и подготовкой третьего пролета к монтажу подвесных подмостей.

К мероприятиям по охране окружающей среды относится ряд мероприятий.

Мероприятия по снижению выбросов в атмосферу:

- на основании проекта нормативов предельно допустимых выбросов предусмотрено использование техники, имеющей исправные двигатели внутреннего сгорания и отрегулированную топливную аппаратуру;

Мероприятия по охране водного объекта:

- исключить возможность попадания продуктов абразивно-струйной очистки в водную акваторию в период:

- загрузки;
- производства работ по абразивно-струйной очистке;
- транспортировке отходов абразивно-струйной очистки;
- монтажа и демонтажа подвесных подмостей (укрытий).

При производстве работ промышленный и бытовой мусор необходимо складировать в специально отведенных местах, не допуская его попадания в акваторию.

Мероприятия по охране водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы:

- не допускать пролива нефтепродуктов и лакокрасочных материалов;

- запрещение проведения ремонта и мойки, а также работ по техническому обслуживания техники в вышеуказанных зонах;

- необходимо места складирования промышленных отходов и бытового мусора разместить на максимально возможном удалении от водного объекта;

- производить своевременный вывоз отходов с площадки складирования на места их захоронения.

Благоустройство:

- во время проведения работ не допускается нарушение растительного слоя.

- при производстве работ необходимо поддерживать порядок на рабочих местах и в целом на строительной площадке;

- по окончании работ необходимо освободить территорию от временных зданий и конструкций, а также вывезти все остатки промышленного и бытового мусора в специально отведенные места согласно разрешению на размещение отходов.

Природоохранные мероприятия

Абразивный порошок - купершлак - после первичного использования собирается вакуумно-рецеркуляционной установкой модели "KIESS DV 3001 E" С ПОДВЕСНЫХ ПОДМОСТЕЙ.

В результате прохождения купершлака по вакуумно-рецеркуляционной установке на выходе имеются следующие фракции:

- мелкая - не соответствует ТУ 48-0317-15-91
- стандартная - соответствует ТУ 48-0317-15-91
- крупная - не соответствует ТУ 48-0317-15-91.

Мелкая и крупная фракции состоят из пыли окиси железа, пыли лакокрасочных материалов от старого покрытия и стороннего мусора и составляют до 10% от объема. Стандартная фракция соответствует ТУ 48-0317-15-91 и пригодна для дальнейшего использования и составляет до 90%.

После рециркуляции стандартная фракция проверяется на влажность: если влажность не превышает 30%, то ее используют повторно для абразивно-струйной очистки.

Если влажность превышает 30%, то:

- складируется на производственной базе для просушивания и использования как абразивный порошок;

- передается сторонним организация для дальнейшего использования в том числе и при производстве дорожных работ.

При отсутствии потребителя этого материала производится утилизация вместе с мелкой и крупной фракциями согласно проекта допустимого размещения отходов.

Использование лакокрасочных материалов предусмотрено в проекте предельно допустимых выбросов.

Несмотря на то, что эти технологии требуют дополнительных затрат, в ближайшее время они будут востребованы и особенно это касается объектов, расположенных в городах.

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5