25 - 04 - 2017
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Законодательство

Повышение конкурентоспособности продукции отрасли транспортного строительства - пути решения этой задачи

Одна из важнейших задач российской экономики в настоящее время - это выпуск (создание) конкурентоспособной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эта задача в полной мере относится и к такой отрасли как транспортное строительство...

Распоров К.О., к.э.н., доцент

Овчинников И.Г., д.т.н., профессор, академик РАТ


Одна из важнейших задач российской экономики в настоящее время - это выпуск (создание) конкурентоспособной продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Эта задача в полной мере относится и к такой отрасли как транспортное строительство. В отрасли транспортного строительства создание конкурентоспособной продукции обеспечивает эффективное использование бюджетных ресурсов, являющихся источником финансирования транспортного строительства. Необходимость решения обозначенной проблемы обусловлена также тем, что на российский рынок транспортного строительства приходят иностранные фирмы со своими технологиями, материалами, и конструкциями, которые соответствуют современному уровню развития науки и техники. Эти фирмы составляют серьезную конкуренцию российским предприятиям, а с другой стороны, в связи с недостаточностью финансирования отрасли транспортного строительства на российском рынке возникает необходимость выхода российских производителей на международный рынок транспортного строительства. Из сказанного ясно, что в настоящее время отечественным производителям продукции транспортного строительства приходится вступать в конкурентную борьбу за рынки с иностранными производителями.

В этих условиях, кроме привычных для российских организаций требований к стоимости и качеству строительной продукции, а также срокам строительства объектов, появляются такие дополнительные требования, как срок службы объекта и его отдельных конструктивных элементов, затраты, связанные с эксплуатацией объекта, ремонтопригодность и экологическая безопасность. Для создания конкурентоспособной продукции с учетом перечисленных выше требований необходимы знания о самых последних достижениях науки и техники в области транспортного строительства. Для этого необходимо ТВ ходе проектных работ производить патентный поиск с целью выявления самых новейших технических решений, материалов и конструкций, имеющихся на данный момент в транспортном строительстве, оценки их и применения в проектах с учетом местных условий. Процесс патентного поиска и особенно оценка выявленного материала с цедью применения наиболее эффективных решений требует создания специализированных служб и комплектации этих служб высококвалифицированными специалистами. К сожалению, в настоящее время патентный поиск зачастую носит формальный характер, а в проектах нередко применяются устаревшие неэффективные решения.

Большинство возводимых сооружений дорожного комплекса России отличается от аналогичных возводимых за рубежом не в лучшую сторону - в проектах закладываются материалы, конструкции и технические решения 20 - 30 летней давности, которые не соответствуют современным требованиям. Объекты, построенные с применением самых новейших достижений мировой и отечественной науки и техники, являются приятным исключением. Указанная практика является следствием многих объективных, а еще больше субъективных причин.

Как уже говорилось выше, одна из причин - это формальный подход к патентному поиску. Для проектной организации гораздо проще применять одни и те же технические решения из проекта в проект, из года в год. Применение в проектах новых решений требует более высокой квалификации работников, повышает трудоемкость проектных работ, а при современной низкой стоимости проектных работ и, как правило, сжатых сроках их выполнения, становится невыгодным для проектных организаций.

Сложившаяся практика оценки труда проектировщиков в советское время исходила из того, что в строительстве, в основном, применялись типовые проектные решения, а роль проектировщиков сводилась к использованию типовых решений и к так называемой "привязке типовых проектов". Указанная работа не требовала высокой квалификации специалистов проектных организаций и больших затрат времени на проектные работы. Но указанная практика не позволит выпускать современную конкурентоспособную продукцию.

Поэтому в современных условиях необходимо:

- проектным организациям создать серьезные службы патентного поиска, оценки имеющихся патентов, создания, патентования и применения в проектах наиболее эффективных решений;

- пересмотреть подход к оценке труда проектировщиков, стоимость проектных работ должна зависеть от того, насколько проект соответствует уровню научно-технического развития. Чем меньше в проектной документации применено устаревших типовых решений, а больше применено новых современных технических решений, материалов и технологий, чем выше уровень безопасности и эффективности продукции транспортного строительства, тем выше стоимость проектных работ, и наоборот. Ясно, что сегодня малая стоимость проектных работ позволяет выпускать проектную продукцию, основанную на типовых решениях, но это подход вчерашнего дня. Эффективность вложения капитала и безопасность продукции отрасли транспортного строительства при таком подходе остается не соответствующей современным условиям. Удорожание проектной документации при современном подходе к проектным работам с лихвой перекроется повышением безопасности продукции и эффективностью вложения капитала.

Хочется также отметить, что увеличение стоимости проектных работ с лихвой окупится улучшением качества проектной документации с точки зрения использования новых эффективных решений и позволит создать конкурентоспособную продукцию в транспортном строительстве. Внедрение новейших достижений науки и техники в практику проектирования позволит проектным организациям стать конкурентоспособными на мировом рынке проектных работ, а это, в свою очередь, дает возможность участвовать в международных тендерах по проектным работам за пределами России. Применение в проектно-сметной документации новейших достижений науки и техники заставит российские подрядные строительные организации осваивать новые технологии, применять новейшие материалы, машины и механизмы, а это, в свою очередь, позволит этим организациям стать более конкурентоспособными не только на российском, но и на международном рынке транспортного строительства.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации №822 от 14 августа 1993 года "При заключении государственных контрактов на продукцию, в которой используются изобретения, патенты на которые принадлежат другим предприятиям или гражданам, в том числе иностранным патентообладателям, государственный заказчик обеспечивает приобретение лицензий, выделяя необходимые для этого финансовые средства" Это позволяет использовать изобретения, патенты на которые принадлежат предприятиям и гражданам, в том числе и иностранным патентообладателям.

То, что задача создания конкурентоспособной продукции в отрасли транспортного строительства вполне возможна, подтверждает положительный опыт в этой области проектного института ОАО "Гипротрансмост". Так, построенный по проекту ОАО "Гипротрансмост" мостовой переход через реку Волга у села Пристанное Саратовской области в полной мере отвечает современным требованиям. В результате проведенного патентного поиска и глубокого анализа полученных материалов в этом проекте впервые в России были приняты материалы, конструкции и технологии, позволившие свести к минимуму затраты на эксплуатацию сооружения и продлить срок службы многих элементов мостовых сооружений в несколько раз (дорожная одежда, антикоррозионное покрытие, опорные части, деформационные швы), а также применить материалы и технологии, обеспечивающие экологическую безопасность при производстве строительных работ. Опыт эксплуатации мостового перехода в течение 7 лет подтвердил правильность технических решений, принятых в проекте, поскольку затраты на эксплуатацию мостовых сооружений сведены к минимуму, а пользователи мостового перехода - водители автотранспорта и работники службы эксплуатации моста довольны тем, что принятые в проекте решения позволяют длительное время обеспечивать комфортный проезд по мостовому переходу, а это, в свою очередь, позволяет обеспечить безопасные условия для участников дорожного движения, свести к минимуму число дорожно-транспортных происшествий и уменьшить их тяжесть.

Необходимо также отметить, что Федеральный закон №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года "О техническом регулировании" декларирует одним из принципов технического регулирования - соответствие продукции уровню научно-технического развития. И применение в проектах на продукцию транспортного строительства устаревших технических решений, материалов и технологий является прямым нарушением указанного закона.

Хочется сказать, что выполнение всего вышеизложенного является хотя и очень важной задачей, но позволит только не сильно отставать от современного уровня развития мировой дорожной науки, причем разрыв в отставании будет зависеть от скорости внедрения мировых достижений в практику транспортного строительства. Для выхода же на передовые рубежи в указанной сфере необходимо резко увеличить инвестирование в дорожную науку с тем, чтобы, как говорили раньше, "догнать и перегнать". Только в случае выхода дорожной науки на мировой уровень и быстрого внедрения ее достижений в практику транспортного строительства, возможно получение конкурентоспособной продукции, которая сможет конкурировать с аналогичной продукцией иностранных фирм.

В принципе это будет возможно тогда, когда наши научные разработки в отрасли транспортного строительства будут конкурентоспособны и наши зарубежные партнеры начнут использовать наши научные достижения в свой практической деятельности. В настоящее время во многих отраслях выпускаемая отечественная продукция является копией зарубежных образцов и потому к моменту, когда эта продукция появляется на рынке, она уже не является новой для рынка и соответственно не может быть конкурентоспособной.

Иностранные фирмы уделяют огромное внимание развитию отраслевой науки. Конкуренция заставляет производителей заниматься постоянной работой в области инноваций с тем, чтобы постоянно предлагать рынку новую продукцию. Решить проблему в пользу отечественной продукции можно только путем инвестирования в дорожную науку и быстрого внедрения результатов научной деятельности в практику транспортного строительства.

Косвенным подтверждением того, что процесс создания конкурентоспособной продукции в отрасли транспортного строительства идет непростительно медленно, если не сказать сильнее стоит на месте, является то, что ни заказчики, ни подрядные организации, ни проектные организации не проявили особого интереса к закону №184 ФЗ "О техническом регулировании" и не предпринимают никаких шагов как в части разработок и обсуждения необходимых для отрасли транспортного строительства технических регламентов, так и в разработке стандартов своих собственных организаций, а ведь после введения в силу указанного закона прошло уже 4 года. Рынок такой медлительности не прощает. Необходимо, наконец, понять, что времена, когда десятилетиями использовались устаревшие технические решения, уходят в прошлое и стандарты организаций должны постоянно и непрерывно изменяться с учетом как новых достижений отрасли транспортного строительства в целом, так и с учетом достижений конкретной организации. Работа по отслеживанию всего нового в дорожной науке должна вестись ежедневно, подвергаться быстрому анализу и все, что необходимо конкретной организации, должно быстро внедряться в практику работы конкретной организации. Это с одной стороны. А с другой стороны каждая конкретная организация должна заниматься собственными разработками по определенным наиболее важным вопросам. Указанные разработки являются интеллектуальной собственностью организации разработчика и, как правило, являются ее коммерческой тайной, что и позволяет создавать конкурентоспособную продукцию. Не решая указанных проблем, не стоит рассчитывать на возможность повышения конкурентоспособности продукции отрасли транспортного строительства и, как следствие, на возможность отечественных товаропроизводителей этой продукции (проектных и строительных подрядных организаций) выйти на рынок за пределы нашей страны. Мало того, это может привести к уменьшению рынка внутри страны в связи с приходом на наш рынок иностранных фирм и невозможностью проектирования и строительства современных магистралей отечественными производителями.

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5