25 - 04 - 2017
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Законодательство

Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (№257 - ФЗ от 8 ноября 2007 года) увидел свет. Что дальше?

Распоров О.Н., доктор транспорта, академик РАТ

Овчинников И.Г., доктор технических наук, профессор, академик РАТ, зав. кафедрой "Мосты и транспортные сооружения" Саратовского государственного технического университета

Итак, Федеральный Закон № 257 вступил в силу, но начал ли он работать? К сожалению, утвердительно ответить нельзя. И к тому есть как объективные, так и субъективные причины. И главной из субъективных причин является то, что в российской (да и в советской) практике был и к сожалению остается принцип, в соответствии с которым ведется интенсивная работа на стадии подготовки, пробиванию и принятию законов, но когда закон принят все облегченно вздыхают и начинают заниматься очередным законом, а вопрос о принятии энергичных мер для того чтобы закон заработал, не поднимается, не выстраивается четкая схема по запуску закона.

Если закон так долго ожидался дорожной отраслью, то почему на уровне областей, районов, дорожных организаций, по истечении полугода после вступления в силу закона не только не предпринимаются никакие усилия к тому, чтобы закон заработал, но многие даже не знают о существовании такого закона, другие слышали что-то, но изучением закона не занимались, третьи изучили закон, но не предпринимают никаких конкретных шагов для того, чтобы закон заработал.

Этому есть объяснение, связанное с тем, что ранее существовавшая командная система предусматривала отсутствие инициативы (которая была наказуема), и потому все ждали, когда сверху придет циркуляр, в котором будет изложено, что нужно делать в свете определенных решений партии и правительства (составить мероприятия, изучить, внедрить).

Сейчас сверху ничего не приходит, но люди в основной своей массе по-прежнему не проявляют никакой инициативы и потому есть ли закон, нет ли, им все равно.

Из текста же закона следует, что лица и организации, связанные с дорогами и дорожной деятельностью, должны срочно выполнить ряд определенных действий для того, чтобы закон заработал.

Но обо всем по порядку.

Статья 62 часть 5 гласит "в целях создания единого государственного реестра автомобильных дорог до 1 июля 2008 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, владельцы автомобильных дорог, физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог, обязаны предоставить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, сведения, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии же со статьей 10 часть 4 предоставить необходимо следующие сведения:

1) сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги;
2) наименование автомобильной дороги;
3) идентификационный номер автомобильной дороги;
4) протяженность автомобильной дороги;
5) сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги;
6) вид разрешенного использования автомобильной дороги;
7) иные сведения.

Но для того, чтобы решить поставленную задачу, надо выполнить ряд условий в определенной последовательности, а именно:

I. Должен быть составлен перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Этот вопрос должен быть разрешен в первую очередь по той причине, что не имея этого перечня органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут составить перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, так как в соответствии с законом (статья 5 часть 8) в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки. Следовательно, при формировании перечня автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения надо иметь перечень автомобильных дорог федерального значения.

II. В субъектах Российской Федерации необходимо разработать и утвердить критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

III. В субъектах Российской Федерации необходимо составить и утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

IV. Необходимо составить и утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района.

V. Необходимо составить и утвердить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, а так же автомобильных дорог общего пользования местного значения городских округов.

Работа по составлению перечня автомобильных дорог общего пользования должна вестись, как уже отмечалось, в определенной последовательности, нельзя составить перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения не имея перечня дорог федерального значения. Также нельзя составить перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района не имея перечня автодорог регионального или межмуниципального значения.

Работа по составлению перечня автомобильных дорог общего пользования не проста и должна вестись в тесном контакте между всеми заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а так же физическими и юридическими лицами - владельцами автодорог.

Целью составления единого государственного реестра автомобильных дорог является определение владельцев всех автомобильных дорог на территории РФ. После составления единого государственного реестра автомобильных дорог на территории РФ не должно быть ничейных, брошенных автодорог. Но, как уже раннее было сказано, эта работа очень не простая, а исходя из того, что к этой работе на местах практически не приступали, то срок исполнения требований части 5 статьи 62 находится под большим вопросом. Особая сложность будет состоять в том, что в настоящее время автомобильные дороги общего пользования местного значения муниципальных районов не стоят на балансе муниципальных районов и не финансируются из бюджетов районов.

Поэтому для решения указанной задачи по этим дорогам необходимо решить следующие вопросы :

- определить источники финансирования деятельности, связанной с дорогами муниципального района;
- создать в муниципальных районах службы заказчиков района для осуществления дорожной деятельности в районе;
- передать на баланс этих служб дороги местного значения муниципального района.

Второй вопрос, в который также необходимо внести ясность, связан с частью 2 статьи 28 закона, где говорится, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получить компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Поскольку для решения вопроса о "нарушении требований" большое значение имеют обстоятельства и условия в момент совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), то необходимо определить порядок проведения расследования и строгого соблюдения процедур при расследовании и составлении документов.

Старый порядок регистрации дорожных условий в местах совершения дорожно-транспортных происшествий предназначался для более полного и точного отражения в протоколах и учетных карточках ДТП состояния дороги, технических средств организации движения, дорожных сооружений.

Эти документы предназначались исключительно для работников ГАИ (ГИБДД), в обязанности которых входит оформление, регистрация и анализ ДТП. Определение влияния неудовлетворительных дорожных условий и установление наиболее характерных причин возникновения ДТП проводится с целью обоснованного выбора мер по снижению аварийности на автомобильных дорогах. Как видно из приведенного, целью регистрации дорожных условий не является выяснение виновности или невиновности конкретных лиц или организаций, осуществляющих дорожную деятельность с нарушением действующего законодательства.

Постановка же вопроса о получении компенсации вреда требует другого подхода к расследованию ДТП в части определения вины лицами, осуществляющими дорожную деятельность. Известно, что у органов ГАИ (ГИБДД) нет не только необходимых приборов и оборудования но и специалистов, могущих оценить влияние дорожных условий на ДТП, а в связи с этим и виновность конкретных лиц в нарушении требований технических регламентов и федеральных законов.

Поэтому в порядок расследования ДТП необходимо внести запись о том, что для оценки действия лиц, осуществляющих дорожную деятельность с нарушением требований технических регламентов и Федеральных законов необходимо привлекать как государственных экспертов, так и независимых экспертов общественных организаций.

При организации деятельности по претворению в практику положений части 2 статьи 28 следует избегать двух крайностей. С одной стороны не должно быть такого положения, когда любое ДТП будет увязываться с дорожными условиями и "всех собак будут вешать на дорожников". С другой стороны не должно быть и другой крайности, когда в любом случае виноват водитель транспортного средства. Поскольку положения части 2 статьи 28 в Российской Федерации вводятся впервые, необходимо тщательно подойти к данному вопросу, поскольку сейчас будет закладываться фундамент цивилизованных отношений между пользователями дорог и организациями, осуществляющими дорожную деятельность, а от фундамента зависит многое.

Представляется очень не простой задачей в срок до 1 января 2010 года обеспечить 100 % наличие документации по планировке территории. Какие финансовые ресурсы для этого нужны? И сколько времени нужно для выполнения этой задачи? Ведь до 1 января 2010 года осталось всего полтора года! Реален ли установленный срок, исходя из фактического состояния дел по указанному вопросу и что нужно делать, чтобы уложиться в отведенное время?

В заключение хочется сказать, что закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должен стать для лиц и организаций, осуществляющих дорожную деятельность в Российской Федерации, а так же для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предметом глубокого изучения и руководства к действию.

В ближайшее время необходимо срочно и тщательно изучить закон, наметить конкретные меры для того, чтобы закон заработал и нормально внедрять намеченные мероприятия в практику дорожной деятельности. Необходимо четко понимать, что добиться каких-то положительных результатов можно только в случае постоянных целенаправленных действий по внедрению положений закона в жизнь.

Последние статьи

Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5