27 - 05 - 2017
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Проектирование мостов

Первый мост на остров Русский

Источник: Газета Владивосток №2094 за 09/02/2007

Автор: Нелли МИЗЬ

С момента присоединения Уссурийского края к России остров Русский - неотъемлемая часть Владивостока. При этом долгое время остров напоминал ценность, приобретенную впрок. Планомерное его освоение до 90-х гг. ХIХ века, равно как и активная застройка, были невозможны из-за банального недостатка сил и средств.

Остров Русский, 1901 г.
Остров Русский, 1901 г.

Развитие острова (с ростом Владивостока он попал в сферу интересов военного ведомства) в первую очередь предполагало прокладку грунтовых дорог. Сейчас их общая длина составляет здесь 170 км. Но при этом надо подчеркнуть - дороги на Русском строились. До сих пор, спустя больше 90 лет, сохранились в идеальном состоянии целые участки. Для их прокладки вырубался лес, готовилось дорожное полотно овального профиля, и только после этого на него выкладывали камень. Роль «брусчатки» играл песчаник-плитняк, который добывали здесь же, на острове. В завершение мощение засыпалось слоем дресвы - крупным песком: это обеспечивало равномерный сток воды во время дождей, вот почему дорога так хорошо сохранилась. Помогала этому также специальная система отвода воды. На обочинах обустраивались короба стока из того же плитняка, а чтобы они не переполнялись водой во время тайфунов, под полотном дороги на определенном расстоянии готовился водотвод.

Там, где встречались ручьи, сооружались каменные мосты, которые с успехом служат до сих пор. Такие дороги эксплуатировались довольно долго, совершенно не требуя ремонта. К сожалению, во второй половине прошлого столетия с появлением тяжелой автомобильной и дорожно-ремонтной техники большая часть старых дорог стала все чаще выходить из строя.

Это может показаться странным, но небольшой остров, не связанный непосредственно с материком, имел железную дорогу. Первый ее участок появился здесь на рубеже ХIХ-ХХ веков. Его прокладка связана со строительством, а затем - и эксплуатацией артиллерийских батарей на Ларионовском полуострове. Для этих целей служили сборно-разборные, легкие в монтаже «декавильки» - узкоколейные железные дороги для легких платформ. На них в качестве тяговой с одинаковым успехом использовалась как конная, так и людская сила - доставлялись снаряды к орудиям батареи. Позже появились участки узкоколеек в районе бухт Рында и Мелководная. А в советское время проложили участки узкоколейки, чтобы подвозить уголь на электростанцию близ мыса Проходного, а также песок на Ворошиловскую батарею.

Полноценная железная дорога с широкой колеей появилась на острове в 1932 г., когда сооружалась Ворошиловская батарея. У мыса Полонского соорудили станцию депо, а вдоль юго-восточного берега бухты Новик отсыпали насыпь, уложили шпалы с рельсами вплоть до подножия сопки высотой 116,7. Серийный паровоз, снятый с Забайкальской железной дороги, доставлял сюда металлоконструкции, машины и механизмы, стволы и броню башен.

Что касается моста, о нем мечтало не одно поколение жителей острова Русского - чтобы была быстрая и надежная связь с «материком». Пока такая возможность изредка появляется лишь суровой зимой, когда мощный лед позволяет не только пешком, но даже на машинах преодолевать 750 метров «дороги жизни»: с западного выхода Босфора-Восточного до мыса Токаревского.

Известно, что первый проект моста был разработан в 1939 году. Он предусматривал несколько вариантов - от двух до шести пролетных секций. Перебросить его рассчитывали от мыса Токаревского до острова Елены. Он предназначался для железнодорожной артиллерии. Далее участок железной дороги выходил на канал и через небольшой мостик на полуостров Саперный. На самом Русском должны были разместить 50 км железной дороги с пятью станциями маневренной развязки. Но в связи с началом войны строительство моста пришлось отложить.

Чертеж моста от мыса Токаревского до острова Русского. 1939 г.
Чертеж моста от мыса Токаревского до острова Русского. 1939 г.

Второй проект моста на остров Русский разрабатывался в 1965-1968 гг., во времена строительства Большого Владивостока. В связи с тем, что расширение и развитие морского порта могло нанести ущерб исторической части застройки Владивостока, решено было использовать для этих целей Русский. К тому же при интенсивном развитии инфраструктуры остров виделся прекрасной зоной отдыха горожан. Хабаровскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта было поручено разработать проекты моста и подземного тоннеля для электропоездов. Ученые с задачей справились, но мост так и не появился - Русский был занят военными, так что ни о каком отдыхе трудящихся говорить не приходилось.

Очередной современный вариант моста на остров Русский, который должен быть переброшен с полуострова Назимова. Но он разрушит одну из самых уникальных частей Владивостокской крепости - Южный рубеж обороны, который возводили накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг. К тому же по протяженности (1,6 км) этот мост будет почти в три раза превосходить тот, что предлагался до мыса Токаревского.

 


Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5