17 - 08 - 2017
SOFiSTiK – универсальный программный комплекс, использующий метод конечно-элементного анализа
Сбор нагрузок и расчет по грунту фундаментов опор автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов
ООО Малое инновационное предприятие Технопарк МАДИ

Проектирование мостов

Технологии изготовления металлоконструкций разных типов для мостостроения

 В.О. Марьин

В 1974 году на берегу замечательной реки Волги в городе Энгельсе был построен крупнейший в Европе завод по производству стальных конструкций мощностью 160 тыс. тонн.

За эти годы коллектив завода прошел путь становления и изготовил для строящихся объектов более 2 млн. тонн металлоконструкций, в том числе Ульяновский авиационный завод "Авиастар", пролеты 160 м. - ферменный вариант кровли, высота ферм 11 м.; пролеты 144 м. балочный вариант, на высокопрочных болтах. С завода ушли конструкции для КАМАЗА, Чебоксарского тракторного, Саратовского авиационного и более тысячи других объектов. Впервые завод приступил к изготовлению мостовых конструкций в 80-е годы прошлого столетия. Завод начал освоение типовых 18 и 23 метровых пролетов и изготовил более 50 мостов для Министерства путей сообщения.

Начиная с 1997 года завод активно участвует в изготовлении металлоконструкций автодорожных мостов, в том числе мост через р. Волга у села Пристанное, мост через р. Урал, мост через реку ОХТА в С. Петербурге, мост через реку Нева в С. Петербурге и другие путепроводы, и мостовые переходы. Энгельский завод родился в общей системе Минмонтажспецстроя СССР и, конечно же, о нашем существовании дорожники просто не знали и сейчас многие не знают. Одна из наших целей на этой конференции - заявить о себе, дать соответствующую информацию, приблизить к себе заказчиков, чтобы активнее работать совместно, и более полно использовать существующие мощности, производственные площадки, которые составляют 100 тыс. м2, и оснащены уникальным металлообрабатывающим и сварочным оборудованием. Завод имеет свои кислородную и компрессорную станции, с централизованными разводками по цехам, пять подъездных путей, закрытый склад металла.

Редчайший в практике факт, когда на предприятии металлообработки изготавливаются и металлоконструкции для мостов, и вагоны думпкары для перевозки руды и щебня, и цистерны для перевозки нефтепродуктов, и строительные металлоконструкции.

Мосты - сложнейшие инженерные сооружения и в практике их воздействия все чаще, можно даже сказать стремительнее используются металлические конструкции, элементы и узлы, которых изготавливаются в заводских условиях с применением современных, прогрессивных технологических процессов на высокопроизводительном и уникальном оборудовании.

При этом надо отметить, что на стадии проектирования постоянно совершаются конструктивные решения, а на стадии изготовления совершенствуются и внедряются новые технологические процессы.

В настоящее время завод располагает возможностями компьютерного проектирования и достаточно профессиональным кадровым составом конструкторов, технологов и рабочих.

Технологический процесс изготовления элементов и узлов конструкций обеспечивается в цехах подготовки, обработки, сборки и сварки, и окраски конструкций.

Для изготовления деталей в заготовительном цехе используется предварительная стыковка (сварка) листов с последующим рациональным раскроем металла. Изготовление сложных по конфигурации деталей ведется на газорезательных машинах "Комета" по специальным программам. Сверловка элементов производится по кондукторам и на специальных станках с программным управлением фирмы "КАВАСАКИ", что позволяет получить устойчивое качество и хорошую сходимость монтажных блоков на месте монтажа.

Для обработки продольных кромок широко используются кромкострогальные и продольно-строгальные станки. Технологический процесс изготовления металлоконструкций не может без сварки.

На заводе используются несколько видов сварки автоматическая и полуавтоматическая под слоем флюса, сварка в среде углекислого газа, сварка в смеси аргона и углекислого газа, двухдуговая автоматическая сварка стеллажей на специальных автоматах А-639, двухдуговая сварка под слоем флюса ребер жесткости ортотропных плит и тавров, ручная.

Несколько слов о повышении технологичности проектов стальных пролетных строений.

Процесс изготовления конструкций представляет собой сложную систему, включающую многочисленные связанные теоретические, расчетные, технологические проблемы, значение которых все более возрастает в связи с усложнением продукции и ростом номенклатуры, а также все более высокой сменяемостью продукции.

Технологичность конструкций во многом зависит от правильно и удачного конструктивного решения, которое принимается в недрах проектных институтов. Уже теперь сложил ось положение, когда не всегда, без определения комплекса показателей технологичности, возможно, достоверно выбрать оптимальный вариант конструкций. Бытующее длительное время мнение, что единственный критерий качества запроектированного пролетного строения - его металлоемкость, не соответствует действительности.

Несмотря на значительное повышение цен на металл, стоимость заводского передела для большинства видов пролетных строений, близка, а в некоторых случаях и выше стоимости металла и имеет тенденцию к росту, что является следствием перехода на новые, более сложные конструктивные решения.

Кроме того, применение в мостостроении сталей повышенной прочности особенно термически упрочненных, снижает массу конструкций и усложняет технологический процесс выполнения ряда операций и естественно приводит к росту удельной трудоемкости изготовления и как следствие к росту цены.

На наш взгляд технологичным проектным решением металлического пролетного строения будет такое решение, которое обеспечивает наиболее быструю и экономную подготовку производства, наиболее простое, быстрое и экономичное изготовление, транспортирование и монтаж, надежную экономическую эксплуатацию сооружения.
Организация работ по изготовления сложных пролетных строений имеет ряд особенностей. В отличие от машиностроительных заводов мы не имеем возможности, выполнять своими силами, опытно-конструкторские работы, поэтому разработку технологического процесс а и его оснащение для изготовления новых видов элементов и пролетных строений отработку и внедрение принятых решений приходится выполнять самостоятельно.

Действительно, в. системе металлического мостостроения отсутствуют специализированные технологические институты или их подразделения, которые имели бы возможность комплексно решать вопросы технологического процесса, заблаговременно отрабатывать технологический процесс изготовления, после передавать его предприятию.
В дополнение к этому, сегодня усложнились контактные отношения между институтами, монтажниками - изготовителями, что значительно затрудняет, особенно во времени, принятие разумного решения. Поскольку в этих делах абсолютно не бывает, встает вопрос - а кто же нас рассудит?

Конкретный пример - завод оставил вопрос перед институтом институт дает ответ нельзя, а существующая практика - пусть даже какисключение - говорит можно. Завод предлагает рассмотреть этот вопрос науровне Госстроя России и принять соответствующее решение о координирующем органе с полномочиями ставить последнюю точку.

Последнее. Сварка - чрезвычайно сложный технологический процесс. Очень трудоемкий, требует в определенных проектом случаях физических методов контроля. У меня большая просьба к проектировщикам - при разработке проектов назначать сварные швы с учетом указаний пункта 4.50 СНиП 2.05.03.-84. Правильное и разумное назначение сварных швов значительное снижает трудоемкость, упрощает технологический процесс без ухудшения качества пролетного строения.

 

 

 


Новости ФОРУМА
 
 

 

Транспортные сооружения - научный журнал

Кафедра Транспортное строительство СГТУ

Блог о расчeтах мостов Портал мостостроителя

Ingener.kz: Всё для инженеров

СК Стройкомплекс-5